Блог директора школы

Polyakova-smallВзаимодействие социальных институтов в управлении образовательным учреждением

Школа – важнейший социальный институт, профессионально осуществляющий воспитание детей, организующий центр совместной деятельности разного рода образовательных учреждений, семьи, общественности и бизнес-сообщества. Поэтому управление школой – система совместных действий администрации и педагогов, родителей, направленных на рациональное использование времени и ресурсов для достижения целей образования.

Это сложный процесс, состоящий из правильного выбора целей и задач, анализа достигнутых результатов, рационального планирования, организации деятельности педагогического и ученического коллективов, выбора оптимальных путей, эффективного  контроля. Таким образом, благоприятные условия для социализации ребенка создаются только тогда, когда есть конструктивная основа взаимодействия.

В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года определено 6 приоритетов, один из которых – развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, организаций культуры, спорта, СМИ, бизнес-сообщества) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.

В докладе Международной комиссии по образованию для 21 века ЮНЕСКО определены 4 цели образования:

– научить жить вместе,

– научить приобретать знания,

– научить работать,

– научить жить.

Достижение этих целей предполагает создание демократического уклада жизнедеятельности образовательного учреждения. Очень важно создать в школе развивающую среду, сформировать соответствующую модель управления, объединить усилия с другими социальными институтами, осуществляющими целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе, духовности и практической деятельности. Только в этом случае формируется образовательная система!

Раньше модель управления школы имела линейно-функциональную структуру, включающую четыре традиционных уровня управления: директор, его заместители, руководители методических объединений, учителя и ученики. Сегодня в структуре управления школой работают управляющий и наблюдательный советы (в которых активно представлены родители и общественность), а также родительские комитеты, ученическое самоуправление.

Если расширить рамки понятия «социума» школы, то ее структура станет матричной (различные мобильные объединения и участники образовательного процесса).

При реализации разных проектов происходят изменения и в модели управления образовательной организации. Например, при реализации проекта «Школа ступеней» на 2 уровне появились заместители директора  по ступеням, проекта «Школьный менеджерский центр допобразования» – заместитель по дополнительному образованию. В проекте «Школьный технопарк» управленческие функции выполняли учитель информатики и старшеклассник. Изменился принцип управления – с воздействия на ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Цель управления образовательной организацией – перевод образовательной системы на новый, более высокий качественный уровень. Особая роль в этом процессе отводится директору школы, который должен уметь сформировать команду единомышленников. Директор школы – как дирижер в оркестре, где каждый инструмент играет свою партию, делает это ответственно и осознанно. Количество участников образовательного процесса время от времени увеличивается, и важно, чтобы все их усилия направлялись на повышение качества образования и развитие личности ребенка. Задача директора-дирижера – сформировать благоприятную среду для сотрудничества, уважения к личности, стимулирования; правильно расставить  профессиональные кадры исходя из их уровня подготовки, креативности, мобильности.

Воплощение всех проектов в жизнь, их развитие зависят от человека. Есть фанаты своего дела – развивается проект! И наоборот! Будучи либеральным директором, я поддерживаю таких людей и создаю им условия для работы, поэтому в нашей школе есть школьное телевидение, вокально-инструментальный ансамбль «Шпроты» (победитель Всероссийского корпоративного конкурса «Роснефть зажигает звезды»), реализуется программа «Шанс» (в рамках которой организуются поездки трудных подростков в Абалакский монастырь, способствующие нравственному воспитанию).

Эти проекты мы воплощаем совместно с другими социальными институтами, к которым относятся: учреждения дополнительного образования (для развития творческих способностей), детские и молодежные объединения (образуют единое воспитательное пространство, где приобретается детский позитивный социальный опыт, условия для применения знаний в жизни), учреждения культуры, физкультуры, религиозные организации, учреждения высшего и среднего профессионального образования. С 2003 года школа активно сотрудничает с местным бизнес-сообществом, и используя его ресурсы (материальные, финансовые и кадровые) решает задачи развития личности ребенка.

Специфика участия социальных институтов в управлении школой обусловлена закономерностями учебного процесса, представлением социальных функций образовательному учреждению в современном мире, практической подготовкой педагога с родителями, общественностью. Подготовка к жизни подростков приобретает новые признаки: развитие индивидуальности, профориентация, самообразование, выявление и развитие способностей.

Поэтому моя задача, как менеджера, – создать открытое образовательное пространство для учащихся, наладить взаимодействие с вузами, научными институтами, другими образовательными организациями, общественными организациями. Управление осуществляет заместитель  директора по инновационной и экспериментальной работе. В этом году школа стала партнером Высшей Школы Экономики, на базе школы открыт Региональный центр довузовской подготовки РГУ нефти и газа им И. М. Губкина, сотрудничаем со школой юных математиков «Пифагор», работаем на Платформе «Я-класс», для этого в школе  созданы два ресурсных  центра.

Проект «Центр управления карьерами» – является образовательным брендом  Ямала. Это институт, помогающий обучающимся определить свой дальнейший образовательный маршрут и профессиональную сферу. В этом проекте участвуют ООО «РН-Пурнефтегаз» и 23 социальных партнера, учителя, учащиеся, родители. С социальными партнерами подписаны договора, и учащиеся после диагностики на их предприятиях и в организациях проходят профессиональные пробы. В штатном расписании есть ответственный за профориентацию, который организует эту работу. С его помощью дети приобретают свой опыт, пробуют себя в разных профессиях.

Благодаря совместной работе с филиалом Муравленковского многопрофильного колледжа выпускники основной школы осознанно выбирают для дальнейшей учебы это образовательное учреждение. Благодаря совместной работе с ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» более половины учащихся выбирает технические вузы. В рамках этого проекта ученики на старшей ступени обучения проходят профессиональные пробы на предприятиях малого и среднего бизнеса, часть из них получают зарплату, выполняя работу помощников специалистов. Здесь они учатся коммуникации и рациональному использованию времени.

Вот уже десять лет мы реализуем замечательный проект профильного «Роснефть-класса» – «Школа-Вуз-Предприятие», для которого наша  школа является пилотной площадкой НК «Роснефть». Постоянно занимаем 2-4 места в рейтинге среди восьмидесяти шести «Роснефть-классов» в России.

Учащиеся «Роснефть-класса» участвуют в научно-практических конференциях молодых специалистов (в этом году для них была организована отдельная секция). Совместно с «Пурнефтегазом» создана лаборатория робототехники, где изготавливаются роботизированные макеты для месторождений.

Более 50 выпускников «Роснефть-класса» обучаются на целевых местах в Национальном минерально-сырьевом институте «Горный» Санкт-Петербурга, в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина в Москве. Возвращаясь на работу в «Пурнефтегаз», они, по мнению работодателя, очень отличаются от других молодых специалистов и быстро делают профессиональную карьеру.

В этом проекте все управленческие функции выполняет управление развития персонала ООО «РН-Пурнефтегаз»: от организации до контроля. Это способствует созданию конкурентной среды, формирует у ребят мотивацию к хорошей учебе. При этом воспитание происходит на примерах успешных молодых специалистов и руководителей. Проект помогает заложить основы лидерства, целеустремленности, мотивации и стать успешным в жизни. Нашему примеру последовали и открыли профильные классы компании «СибУР» и «Газпром».

Еще один пример сотрудничества с социальными партнерами – проект «Школа «Новое мышление»» открыт совместно со Сбербанком. Его участники: родители, специалисты городской администрации, налоговой инспекции, Пенсионного Фонда, учителя – формируют финансовую грамотность учащихся, чтобы они смогли обеспечить финансовое  благополучие  своей семье в будущем и не зависели от государства, поскольку живем мы сегодня в стране с рыночной экономикой.

Для развития способностей детей создан менеджерский центр дополнительного  образования, в нем 78 секций и кружков. Проект связан со всеми социальными партнерами в городе. Работой 8 секций и кружков  руководят родители и специалисты. В течение года управляющий совет заслушивает проекты учащихся, отбирает лучшие и помогает их реализовывать. Только в одном 2014 году школа со своими проектами выиграла 6 разных грантов!

Но конечно, самый главный социальный институт – семья! Проблемами в этом направлении  сегодня остаются несогласованность действий семьи и школы, система «руководящих указаний» во взаимодействии с учащимися со стороны учителей. Здесь управленческие усилия направлены на проявление педагогического такта (с учителями тоже надо работать), укрепление авторитета родителей и опираются на сильные стороны семейного воспитания. Если родители сотрудничают со школой,  результаты в развитии ребенка намного выше. Главные принципы такого ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –  взаимоуважение, принципиальность, доброжелательность, требовательность.

Учитывая то, что сегодня в школу приходят первоклассники, прекрасно владеющие разными электронными гаджетами, стараемся использовать современные технологии обучения и большие возможности информатизации, выстраивая коммуникацию через Интернет в «Сетевом городе». Она нужна для того, чтобы школа могла ответить и на этот вызов времени.

Очень важен и позитивный психологический климат в коллективе, это должна быть команда единомышленников. Чем больше креативных, квалифицированных учителей в школе, тем выше качество образования. Другое важное направление – повышение квалификации работников школы, и здесь главная задача – обучить учителей, а они в свою очередь научат детей.

Только объединяя усилия разных социальных институтов, расширяя образовательное пространство школы, используя все ресурсы для развития личности ребенка, можно воспитать мобильного и ответственного выпускника, который в будущем будет успешным!